Как ни одна машина не сможет перевезти груз без мотора, так и компания не сможет организовать процесс перевозки без людей, специалистов своего дела, являющихся мотором этой организации. Плохо подготовленная к перевозке машина, рано или поздно сломается (по закону подлости в самый неподходящий момент).
Так и в компании специалист может как «завалить» любое дело, так и «вытащить» абсолютно безнадежную и бесперспективную перевозку. И зависит это, если отвлечься от индивидуальных личностных характеристик, в первую очередь от подготовки отдельно взятого специалиста к перевозке.
Как говорится, «как помажешь, так и поедешь». Как подготовишь специалиста, так и перевозку проведешь! Чем сложнее перевозка, тем профессионализм специалистов, организующих ее, должен быть выше! А перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов (по-простому, негабаритных) относятся к числу технологически сложных перевозок. То есть, если все сказанное сложить в одну негабаритную кучу: то получается, что положительный результат перевозки зависит от технического состояния техники и профессионализма и обученности
А откуда ей, квалификации и обученности, взяться то?
Ну, можно «переманить» хорошего специалиста из соседней компании. Но этот специалист как пришел, так и уйдет. А как после этого с соседом по бизнесу общаться? Нет, можно, конечно, если совести предпринимателя нет.
Можно, конечно, обратиться за помощью в рекрутинговую компанию. Оформляешь заявку и ждешь… И начинают к тебе на собеседование приходить представители дальних и недальних республик, вчерашние студенты, временно неработающие. Но тебе-то нужен специалист по логистике перевозок КТГ, как минимум, специалист по логистике, а приходят специалисты по клинингу (слово-то какое модное), менеджеры широкой специализации (умеют «менеджерить» абсолютно во всех сферах экономики).
Через два дня это здорово надоедает из-за своей бесперспективности и огромного отрыва времени. А вопрос-то остался: кто завтра «повезет», то есть, кто завтра организует перевозку?
А ведь может случиться и так, длительная и кропотливая работа большого коллектива по поиску и работе с новым Заказчиком будет пустой и ничтожной, после первой, неудачно проведенной перевозки неграмотным сотрудником.
Извечный русский вопрос, а что же дальше делать? Как дальше планировать свою работу с клиентом, если довел работу с ним до заключения договора на перевозку, есть технически подготовленные автотранспортные средства к работе, а вот организовать перевозку некому?
Значит, остается один выход: надо готовить специалистов-профессионалов внутри организации. Так сказать, растить изнутри! Это, по моему мнению, в текущий исторический момент развития транспортной логистики, самый правильный и доступный способ профессионально подготовиться к перевозке.
Теперь встает другой вопрос: а как готовить? Конечно, можно обратиться в консультационную фирму. Но и здесь добиться хороших результатов можно только при одном условии - когда точно известно, что должно получиться на выходе.
Чаще всего, специалист по логистике перевозок КТГ настолько многопрофилен, что четко сформулировать требования к нему достаточно сложно. Неопределенный запрос «сделайте нам хорошего специалиста» приводит к такому же неопределенному результату: кипучей работе целой команды консультантов, оставляющей после себя отчет на сто страниц с диаграммами, таблицами, схемами, научными рекомендациями, методиками, программой обучения.
Вся трудность в данной схеме обучения (про воспитание не говорим вообще) заключается в том, что настоящая работа начинается после того, как консультанты уходят.
Отчет, программы и рекомендации - не волшебная палочка, чтобы ими помахать - и появился «супер-пупер» специалист, который заработал бы с умением и желанием, с огоньком, грамотно и профессионально, да еще и на работу бы бежал, как на праздник.
Да, ладно! Можно и на курсы логистов отправить сотрудников – скажут другие. И то, правда. Сейчас есть курсы логистов на все вкусы, разве что только нет курсов «Логистика лоховедения». Есть даже учебник «Логистика для чайников»!
А теперь к самому главному! А кого нам учить-то? Ведь все методики, схемы, курсы, книги, наставления ориентированы на людей, которые как минимум отличают логистику от логики, знают, чем демередж отличается от имиджа, а фрахт от фрака. То есть знания по транспортной логистике, в общем, и по логистике перевозок КТГ (назовем это просто – негабаритная логистика) в частности, должны ложиться на общие «логистические» знания.
Если посмотреть на вопросы логистического образования в современной России, то можно увидеть, что образовательный стандарт специальности 062200 "Логистика" был утвержден Министерством образования только весной 2000 года и лишь в 2000-2005 гг. в семи российских вузах проводился эксперимент по апробированию новой специальности.
Но из списка этих вузов только один из них был профильный по вопросам транспортной логистики – Московский Авто-Дорожный институт (МАДИ). Эксперимент, как говорят, закончился удачно. А это значит, что в ближайшем будущем к подготовке логистов подключатся десятки новых вузов. Значит, дипломированные специалисты по логистике появятся у нас на предприятиях, в реальной сфере перевозок, не раньше 2010-2012 гг.
Но ведь логистика это важнейшая сфера деятельности любого промышленного или торгового предприятия, затраты на которую в промышленно развитых странах составляют 20 -30% от ВВП. Только в США в 2005 году издержки на логистику в промышленности США превысили 1,3 трлн долларов. Сокращение логистических издержек только на 1% эквивалентно 10-процентному увеличению объема продаж фирмы. Неудивительно, что в последнее время все чаще появляются объявления о поиске специалистов на вакансию логиста.
Неудовлетворенный спрос на логистов среднего и высшего звена составил в регионах России от 59 до 93% по различным отраслям. Потребность промышленности в дипломированных специалистах служб логистики предприятий, менеджерах, осуществляющих логистическую координацию между обособленными подразделениями фирмы и управление цепями поставок еще выше.
А уж про специалистов нижнего уровня, и говорить не приходиться. Ведь вся «логистическая» пирамида стоит как раз на них. Здесь о дипломированных специалистах вообще и речи то нет! Им же просто неоткуда взяться. Приходиться набирать специалистов с высшим образованием « с улицы" и готовить из них логистов профессионалов.
Для того чтобы не сложилось впечатление, что это чисто теоретическая статья ни о чем, приведу образовательный и профессиональный состав одного из отделов (организация и выполнение перевозок) нашей компании:
Руководитель отдела – специалист по коммерции и предпринимательству.
Сотрудники отдела:
- преподаватель английского языка,
- специалист в области приборостроения,
- инженер биометрических аппаратов и систем,
- бухгалтер-экономист,
- менеджер организаций.
А еще в штате компании есть инженер по радиоэлектронике, инженер-экономист, специалист книжного дела и т.д.
Все они стали профессионалами своего логистического дела, но никто, кроме руководства компании, не знает, сколько стоит на самом деле такая подготовка специалистов. Это очень и очень затратный процесс. Кроме чисто экономических аспектов есть еще масса нюансов: цепочка образования рвется при уходе самого опытного сотрудника. Необходимо время для приобретения опыта, то есть накопления знаний. Ведь опыт, не что иное, как совокупность накопленных и применимых на практике знаний.
Обидно, сколько мы в логистической науке потеряли. Ведь первое учебное заведение в России по подготовке военных логистов («Московское учебное заведение для колонновожатых») было открыто в Москве еще в 1816 году. А сейчас в России практически прекращены научные исследования и подготовка специалистов в области тяжелого транспорта. Специалистов по негабаритной логистике, даже на курсах, не готовит никто. Тем по организации перевозок КТГ даже в специализированных транспортно-логистических программах нет или практически нет.
Система сертификации логистов в России только начинает становиться. В Европе начиная с 90-х годов прошлого века существует сложившаяся объективная трехуровневая система тестирования специалистов по логистике (логистических менеджеров) Европейским сертификационным комитетом по логистике (ECBL):
- Junior level (EJ Log) – уровень бакалавра, функционального логистического менеджера с небольшим стажем работы,
- Senior level (ES Log) – «сеньор логистики» - специалист среднего звена управления,
- Master level (EM Log) – «мастер логистики» - высшая ступень.
В настоящее время Российским сертификационным комитетом по логистике уже выданы первые сертификаты.
Это очень и очень правильное направление развития логистического образования. Но нельзя обольщаться! Ведь это логисты, специалисты широкого профиля. Это далеко не специалисты в области транспортной логистики, а тем более специалисты по негабаритной логистике.
Предлагаю профессионалам присоединиться к обсуждению вопросов подготовки специалистов в области негабаритной логистики (логистика перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов).
Это обсуждение, конечно, не приведет к появлению программы обучения, а может и должно стать основой «местечкового» обучения на предприятиях и организациях, занимающихся перевозками КТГ. Эта конференция может стать местом обмена опытом в деле обучения и воспитания негабаритного логиста.
Комментариев нет:
Отправить комментарий